Главная » Статьи » Открытые уроки » Открытые уроки |
Тема: Можем ли мы увидеть музыку Тема урока: Сказка в живописи и музыке Педагогические технологии: Творческая мастерская Цель урока: Развитие творческого мышления в процессе восприятия и перевода музыки в другой вид искусства (живопись, литература). Задачи: Учить целостно воспринимать музыкальное произведение и находить в нем яркие оригинальные музыкальные образы. Развивать умение ассоциировать услышанный музыкальный образ на язык других видов искусства (литературы, живописи). Воспитывать культуру слушания и исполнения в процессе игры на музыкальных инструментах. Оборудование: СД проигрыватель, ватман, фломастеры, карандаши, барабан, дудка, погремушка, шуршар, ключи, колокольчики, доска. Ход урока: Приветствие Ребята, вы обратили внимание, что сегодня у нас урок не обычный. Группа разделен на подгруппы, каждая в течение занятия будет выполнять определенное задание, а потом представит, что получилось. Первая подгруппа ХУДОЖНИКИ, вторая подгруппа МУЗЫКАНТЫ, третья подгруппа ПИСАТЕЛИ. Слушание музыки. Для начала, я хотела бы обратить ваше внимание на доску. Вы видите три слова: МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, СКАЗКА. Прочитайте их, пожалуйста. Сейчас я попрошу вас составить предложение из слов, которые вы видите на доске. Вот мы и сформулировали тему урока «Сказка в музыке и живописи» Как вы думаете, что объединяет эти слова? Что в них общего? Это виды искусства. К какому виду искусства принадлежит сказка? (литература). Есть ли взаимосвязь между музыкой, литературой и живописью? (передают чувства, связаны с творчеством, фантазией, могут объединяться для более яркого раскрытия образа). Назовите произведения, где объединяются музыка, литература и живопись? Опера, балет, мюзикл, оперетта, фильм, мультфильм. Вспомните названия опер и их литературный источник. Сегодня мы с вами обратимся к произведению, которое объединяет в себе и музыку, и литературу, и живопись. Это опера. Для начала вспомним, что такое опера? Опера это музыкально-драматическое произведение, где все герои поют, и звучит симфонический оркестр. Совсем недавно на литературе вы читали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», в ней присутствуют сказочные мотивы, великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Сейчас я прочитаю портрет одного из героев, а вы попытайтесь определить о ком идет речь. И вдруг… о страх!.. и в самом деле Раздался шум; озарена Мгновенным блеском тьма ночная, Мгновенно дверь отворена; Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идет Попарно, чинно, сколь возможно, И на подушках осторожно Седую бороду несет; И входит с важностью за нею, Подъяв величественно шею, Горбатый карлик из дверей: Его-то голове обритой, Высоким колпаком покрытой, Принадлежала борода. Уж он приближился: тогда Княжна с постели соскочила, Седого карла за колпак Рукою быстрой ухватила, Дрожащий занесла кулак В страхе завизжала так, Что всех арапов оглушила. Трепеща, скорчился бедняк, Княжны испуганной бледнее; Зажавши уши поскорее, Хотел бежать, но в бороде Запутался, упал и бьется; Встает, упал; в такой беде Арапов черный рой мятется; Шумят, толкаются, бегут, Хватают колдуна в охапку И вот распутывать несут, Оставя у Людмилы шапку. Конечно это злой волшебник Черномор. Скажите, как изображает Черномора Александр Сергеевич Пушкин, каким, действительно злым или смешным? (смешным). Давайте найдем слова, которые характеризуют Черномора, как смешного, жалкого и совсем не страшного (скорчился бедняк, хотел бежать). Сейчас мы послушаем марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» послушайте и скажите, какая музыка по характеру, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор раскрывает нам образ Черномора? Веселая, энергичная, смешная, прихрамывающая, взвизгивающая. Композитор выбрал именно инструментальную музыку, чтоб не оживлять персонаж, использовал волшебные и сказочные по звучанию инструменты: колокольчики, треугольник, металлофон, скрипки пиццикато, флейты. Какие цвета можно подобрать для передачи образа Черномора? Сейчас мы послушаем произведение еще раз, каждая подгруппа получит свое задание. Подгруппа музыкантов, вам необходимо выделить сильные доли и распределить в какой момент какие инструменты будут звучать. Подгруппе художников необходимо передать в цвете образ Черномора, шаблоны у вас на столе. Подгруппа писатели попытается создать словесный портрет Черномора. Прослушивание музыки второй раз. Выполнение заданий. Время подходит к концу. Давайте посмотрим, что у нас получилось. На ватман наклеиваем рисунки. Слушаем литературный портрет и слушаем озвучивание музыки. Сегодня мы с вами попытались переложить услышанный музыкальный образ на язык литературы, живописи и детских музыкальных инструментов, и проследили взаимосвязь музыки, живописи и литературы в изображении сказочного героя. Давайте вспомним, как заканчивается поэма? Добро всегда побеждает зло. Сегодняшний урок я хотела бы закончить песней «Дорога добра». Исполнение песни. | |
Просмотров: 688 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |