Вторник, 23.04.2024, 12:38
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Открытые уроки » Открытые уроки

Открытый урок с использованием современных педагогических технологий ансамбль «Зарни туис».

 

Тема: Можем ли мы увидеть музыку

Тема урока: Сказка в живописи и музыке

Педагогические технологии: Творческая мастерская

Цель урока:

    Развитие творческого мышления в процессе восприятия и перевода музыки в другой вид искусства (живопись, литература).

Задачи:

    Учить целостно воспринимать музыкальное произведение и находить в нем яркие оригинальные музыкальные образы.

    Развивать умение ассоциировать услышанный музыкальный образ на язык других видов искусства (литературы, живописи).

    Воспитывать культуру слушания и исполнения в процессе игры на музыкальных инструментах.

Оборудование:  СД проигрыватель, ватман, фломастеры, карандаши, барабан, дудка, погремушка, шуршар, ключи, колокольчики, доска.

Ход урока:

Приветствие

Ребята, вы обратили внимание, что сегодня у нас урок не обычный. Группа разделен на подгруппы, каждая в течение занятия будет выполнять определенное задание, а потом представит, что получилось. Первая подгруппа ХУДОЖНИКИ, вторая подгруппа МУЗЫКАНТЫ, третья подгруппа ПИСАТЕЛИ.

Слушание музыки.

 Для начала, я хотела бы обратить ваше внимание на доску. Вы видите три слова: МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, СКАЗКА. Прочитайте их, пожалуйста.    Сейчас я попрошу вас составить предложение из слов, которые вы видите на доске. Вот мы и сформулировали тему урока «Сказка в музыке и живописи» Как вы думаете, что объединяет эти слова? Что в них общего? Это виды

искусства. К какому виду искусства принадлежит сказка? (литература).   Есть ли взаимосвязь между музыкой, литературой и живописью? (передают чувства, связаны с творчеством, фантазией, могут объединяться для более яркого раскрытия образа). Назовите произведения, где  объединяются музыка, литература и живопись? Опера, балет, мюзикл, оперетта, фильм, мультфильм. Вспомните названия опер и их литературный источник. Сегодня мы с вами обратимся к произведению, которое объединяет в себе и музыку, и литературу, и живопись. Это опера. Для начала вспомним, что такое опера? Опера это музыкально-драматическое произведение, где все герои поют, и звучит симфонический оркестр. Совсем недавно на литературе вы читали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»,  в ней присутствуют сказочные мотивы, великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Сейчас я прочитаю портрет одного из героев, а вы попытайтесь определить о ком идет речь.

И вдруг… о страх!.. и в самом деле

Раздался шум; озарена

Мгновенным блеском тьма ночная,

Мгновенно дверь отворена;

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Уж он приближился: тогда

Княжна с постели соскочила,

Седого карла за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

 В страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

Трепеща, скорчился бедняк,

Княжны испуганной бледнее;

Зажавши уши поскорее,

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьется;

Встает, упал; в такой беде

Арапов черный рой мятется;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку

И вот распутывать несут,

Оставя у Людмилы шапку.

Конечно это злой волшебник Черномор. Скажите, как изображает Черномора Александр Сергеевич Пушкин, каким, действительно злым или смешным? (смешным). Давайте найдем слова, которые характеризуют Черномора, как смешного, жалкого и совсем не страшного (скорчился бедняк, хотел бежать). Сейчас мы послушаем марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» послушайте и скажите, какая музыка по характеру, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор раскрывает нам образ Черномора? Веселая, энергичная, смешная, прихрамывающая, взвизгивающая. Композитор выбрал именно инструментальную музыку, чтоб не оживлять персонаж, использовал волшебные и сказочные по звучанию инструменты: колокольчики, треугольник, металлофон, скрипки пиццикато, флейты. Какие цвета можно подобрать для передачи образа Черномора? Сейчас мы послушаем произведение еще раз, каждая подгруппа получит свое задание. Подгруппа музыкантов, вам необходимо выделить сильные доли и распределить в какой момент какие инструменты будут звучать. Подгруппе художников необходимо передать в цвете образ Черномора, шаблоны у вас на столе. Подгруппа писатели попытается создать словесный портрет Черномора.

Прослушивание музыки второй раз. Выполнение заданий. Время подходит к концу. Давайте посмотрим, что у нас получилось. На ватман наклеиваем рисунки. Слушаем литературный портрет и слушаем озвучивание музыки.

Сегодня мы с вами попытались переложить услышанный музыкальный образ на язык литературы, живописи и детских музыкальных инструментов, и проследили взаимосвязь музыки, живописи и литературы в изображении сказочного героя. Давайте вспомним, как заканчивается поэма? Добро всегда побеждает зло. Сегодняшний урок я хотела бы закончить песней «Дорога добра». Исполнение песни.

Категория: Открытые уроки | Добавил: xalera (13.03.2015)
Просмотров: 682 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: